кования
указа от 17 апреля 1905 г. свыше 200 тысяч человек оставили насильственно
навязанное им православие (170 тысяч в западном и юго-западном крае, 36 тысяч в Татарии и 11
тысяч в прибалтийских губерниях). Отпадение от православия продолжалось и после
1905 г., несмотря
на ограничительные меры, и за период с 1905 по 1910 г. от православия отошло 316,8 тысячи человек45.
Этот процесс Синод пытался объяснить
экономической зависимостью крестьян и
безземельных батраков от помещиков
(католиков и лютеран) и воинствующим характером
католической пропаганды. На самом же деле в отпадении от православия проявлялся протест народных масс против их религиозной закабаленности.
Борясь с этой формой протеста, Синод
обвинял лиц, порвавших с православием,
в том, что они потеряли связь с русским народом, враждебны русской национальности и русской государственности.
Татары Поволжья, насильственно обращенные в православие, также
порывали связь с официальной церковью и переходили в мусульманство. Уже после
издания указов о так называемой религиозной веротерпимости административные
ограничения по делам о вере продолжались. «Совращение» из православия, т. е.
пропаганда неправославных религиозных учений, наказывалось в уголовном порядке, а за
распространение в печати материалов против господствующей церкви заключали в крепость
сроком до одного года. Указом от 17 октября была объявлена религиозная амнистия, однако
положение людей,
сосланных на каторгу и в ссылку за выступления против казенной церкви, не было облегчено. Лицемерный характер царских указов о свободе совести был разоблачен в большевистской листовке «Царская свобода совести».
В годы реакции, наступившей после подавления революции 1905-1907
гг., были аннулированы и те немногие льготы, которые предоставлялись неправославным и нехристианским
народам указами о веротерпимости. Наступление на совесть граждан усилилось. Требуя отмены этих указов,
духовные власти говорили, что они вырваны у самодержавия «безрелигиозными
элементами»,
что это ловкий подкоп крамолы под устои самодер-
45 «Церковный вестник», 1911, N° 26.
Стр. 141
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России
<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>