жавия. Они
жаловались, что из-за этих законов православная церковь перенесла великие бедствия,
что из-за них
упала религиозность народа. Для разработки мероприятий против свободы совести в июле
1908 г. после длительного перерыва в Киеве был созван очередной миссионерский съезд,
на котором присутствовало свыше шестисот представителей духовенства, в том
числе 3
митрополита и 32 епископа. Это был съезд воинствующего духовенства, пытавшегося
драконовскими мерами задушить свободомыслие в области религии и лишить гражданских прав тех,
кто выступал против казенной церкви. Съезд принял меры против, отпадения в католичество и лютеранство,
а также против распространения социал-демократических идей. Наиболее опасным
врагом
религии съезд считал революционный марксизм. На следующем миссионерском съезде,
собравшемся в 1911 г., присутствовало около тысячи представителей духовенства во главе с
оберпрокурором Синода Извольским. Церковники требовали возврата к старым
методам борьбы с религиозным индифферентизмом, с «инаковерующими». В связи с
усилением национально-освободительного движения и массовым отпадением от
казенной церкви
особое совещание миссионеров, на котором присутствовал премьер-министр Столыпин, настояло
на применении
полицейских мер для укрепления христианства, для борьбы с мусульманством и
стремлением народов нерусской национальности к национальной культуре и самостоятельности.
Значительную миссионерскую деятельность развивали и монастыри,
особенно в Казанской губернии и юго-западном и западном краях, где борьба
велась преимущественно
против католического влияния. В 1914 г. намечено было открыть высшее-миссионерское духовное заведение по
примеру таких же заведений при Ватикане. Но ватиканские миссионерские школы готовили миссионеров для
распространения католичества за границей, православные же миссионеры должны
были бороться
с сектантством в пределах царской России.
Против свободы совести ополчились не только миссионеры, но и рядовые священники. В деревнях и рабочих поселках организовывались церковно-приходские попечительства,
приходские советы, кружки ревнителей православия,
где подвизались черносотенные элементы.
Стр. 142
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России