В период революционных событий 1905-1907 гг.
социальный
протест в сектантском движении XVIII-XIX
в. в значительной части уже исчез. Теперь сектантские вожаки убеждали своих единомышленников
не примыкать к революционно настроенным массам, не участвовать в классовой
борьбе. Они защищали царизм и требовали незыблемой монархии. Собравшись в июле 1905 г. на первый
всероссийский съезд, молокане заявили о своих верноподданнических чувствах,
заверяя самодержавие в своей лояльности. Такие же решения принимали на своих съездах
баптисты, евангельские христиане и представители других сект, где главенствовали буржуазные элементы. В
октябре 1905 г. руководители сект подписали политическую платформу «Союза свободы, правды и миролюбия» с требованием
«незыблемости» монархии. О политической
благонадежности сектантов говорили и
полицейские органы. Синод также вынужден был признать, что сектанты лояльно относятся к правительству и их нельзя
обвинять в проповедовании каких-то
«социалистических принципов», в чем их обвиняли прежде. Правительство было вынуждено пойти на ряд уступок по отношению к старообрядчеству и
некоторым сектам, во главе которых
стояли купцы и фабриканты.
В годы первой русской революции развернулось широкое демократическое
движение за свободу совести, за отделение церкви от
государства и школы от церкви. Царское правительство в страхе перед революцией было вынуждено отказаться
от непримиримости к неправославным и нехристианским религиям
и предоставило некоторые права иноверцам.
Однако указами от 17 апреля и 17
октября 1005 г. переход из христианской религии в нехристианскую
запрещался по-прежнему, насилие над верой
и совестью граждан не прекращалось.
В западных губерниях 150 тысяч униатов числились православными;
обращены они были в православие еще в 70-х годах XIX в. при помощи
драгунской нагайки и удерживались в православии суровыми полицейскими мерами и
уголовными процессами. Церковь и правительство считали православными также 30 тысяч насильственно
обращенных латышей. Сами же латыши считали себя протестантами44. После опубли-
44 «Стенографический отчет
Государственной думы». 3-й созыв, 2-я сессия, заседание 23 мая 1909 г.
Стр. 140
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России