стар Грегори,
хватали, ссылали в Сибирь или казнили. О враждебном отношении к католикам писал в 1661 г. посол австрийского
императора Леопольда А. Мейерберг. В его путевых записках мы читаем: «Русские
всех приверженцев латинской
церкви называют погаными; к римскому же
первосвященнику они питают еще такую ненависть, что никогда не хотели
дозволить свободного богослужения
проживающим в Москве католикам»9 Не разрешая иностранцам-католикам
строить костелы и открывать школы,
московское правительство и церковь обвиняли их в том, что они «живут
противно», пропагандируют свою веру,
печатают на русском языке свою литературу
«на прелесть и ссору», привлекают в свои школы русских людей, подрывают авторитет патриарха и «чинят противность благочестию». Духовные власти
считали католиков «сквернейшими и
лютейшими из всех еретиков», так как они «прияли» в свой закон «проклятые ереси всех древних вер».
По инициативе папы
Климента VIII была выдвинута идея
объединения православной церкви с католической на Украине и в Белоруссии. По Брестской
унии 1596 г. православная церковь Польши и Литвы должна была признать главенство
римского папы, что вызвало ожесточенную борьбу украинского и белорусского народов западных областей
против гнета панской Польши и унии, освящавшей этот гнет. В западных областях
начались массовые
гонения крестьян, не желавших принять унию. Оказывая сопротивление проникновению в Россию
западной
культуры и объявляя ее еретической, православное духовенство насаждало неприязнь и
вражду ко всему
западному, запрещало общение с католиками. По настоянию патриарха Иоакима в 1690 г.
созвали церковный собор, на котором обсуждалась покаянная исповедь духовника
царевны Софьи Сильвестра Медведева. Собор осудил сторонников латинской веры. В
своем, завещании
Иоаким также умолял царя не допускать проникновения в Россию католической пропаганды,
не дозволять
строить костелы и беречь чистоту православия, запретить русским дружить с
иностранцами-иноверцами 10.
9 Д. Цветаев. Указ.
еоч., стр. 308.
10 Н. Г. Устрялов.
История Петра Великого, т. II, прил. IX,
СПб.,
1863; см. также Д. А. Толстой. Римский католицизм в России, т. I.
СПб., 1876, стр. 117.
Стр. 121
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России