нека, а также иезуиты,
мстившие Кульману за раскрытие
политического заговора, в котором они участвовали. Еретическим учением Кульмана заинтересовался и патриарх Иоаким - непримиримый противник проникновения
в Московское государство западноевропейских идей, светских наук. По настоянию патриарха Кульман был арестован вместе со своим горячим сторонником
купцом Кондратием Нордерманом.
Кульмана и Нордермана обвинили в том,
что они еретики и чернокнижники, а писания
их «безумные, злоплевельные и ложные, христианской вере вредительные». Кульмана
и Нордермана трижды пытали, жгли
клещами и дали каждому по 25 ударов
кнутом. Но пытки не сломили их мужества. Они продолжали говорить, что в их учении нет ничего противного
православной вере и интересам Московского государства.
По настоянию патриарха Кульмана и Нордермана как «ложных пророков», за
«богоотступничество и отрицание
власти государей» приговорили к казни. 4
октября 1689 г. их доставили из тюрьмы, где они содержались, на городскую площадь и сожгли в срубе. Вместе с ними были сожжены и их «еретические и
богомерзкие хульные книги и письма».
Вместе с Кульманом и Нордерманом
собирались еще сжечь живописца Генина,
но он, находясь в тюрьме и не видя для себя избавления, повесился. После казни в Новгород и Псков по настоянию патриарха Иоакима
были отправлены грамоты
о задержке иноземцев, желавших приехать в Москву, с тем, чтобы недопустить
проникновения иноземного влияния6.
Предав казни Кульмана и Нордермана, церковь и государство тем самым
пытались защитить «чистоту» лютеранства, хотя с распространением его они боролись всеми средствами, не
исключая и смертной казни. Так, в 1715 .г. за переход из православия в протестантство судили крестьянина Унруда. Ему вырвали язык, затем отсекли руки, а под конец голову. За оставление
православия судили в 1696 г. и Якова
Янсена. Это был голландский матрос,
поступивший на русскую службу и принявший
православие. Во время первого азовского похода Янсен перешел на сторону турок и принял му-
6 Н. С. Тихонравов. Квирин Кульман.- «Русский вестник», кн. XI, XII, 1867, стр. 568-593; см. также сб. «Русское государство в XVII в.». М„ 1961, стр. 327.
Стр. 119
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России