а лютеранские
церкви - «вертепами разбойничьими». Игнатий настаивал на разрушении лютеранских
церквей,
а лютеран предлагал изгнать из России5. Против лютеран и катехизиса
Лютера было направлено и послание патриарха Адриана (1696 г.). В составленном им «Православном
исповедании веры» патриарх обвинил иностранцев в том, что они, как волки в
овечьих шкурах, вошли в русскую землю и начали тайком вносить свои обычаи и обряды.
Подобно другим представителям церкви Адриан старался помешать проникновению в
Россию
западных идей, сеял недоверие и неприязнь к вере иностранцев. Примером для него
было нетерпимое отношение
католиков к протестантам и протестантов к католикам,
а тех и других к православию.
Нетерпимость православного духовенства к другим религиям не раз
отмечали иностранцы, посещавшие Московское государство. Вот что писал в
«Записках о Московии» немецкий дипломат и путешественник. Герберштейн: «Московиты хвалятся, что они
одни только христиане, а нас осуждают как
отступников от первобытной церкви и
ее установлений». Эту нетерпимость подметил
и иностранец Д. Флетчер в своем сочинении «О государстве русском» (1591 г.).
Только в обстановке такой религиозной нетерпимости могло возникнуть
дело Квирина Кульмана, закончившееся сожжением его как еретика. Квирин Кульман родился в
1651 г. в Бреславле и был последователем протестантского мистического учения «башмачника»
Бема и других
мистиков, казненных ранее в Саксонии, Венгрии и Пресбурге за пропаганду учения,
противного господствующей лютеранской церкви. Кульман отвергал светскую науку, всюду
видел господство антихристианского духа. В его произведениях, как отметили московские переводчики, были «многие еретические и богомерзкие
дела», проклинался римский папа и вся римская вера, содержались «злоплевельные и бунтующие массы мысли».
Приняв учение своих учителей, Кульман, приехав в Москву, стал
распространять печатные листы, в которых «содержались пророчества странные и
еретические». Доносы на Кульмана сделали отличавшийся своей нетерпимостью московский
лютеранский пастор Иоахим Мей-
5 «Чтения ОИДР», кн.
III, 1884, разд. II, стр. 13-14.
Стр. 118
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России