богатые денежные
подарки и стал первоприсутствующим члном Синода 10.
Центром
насильственной христианизации татар был также казанский архиерейский дом, которому в
середине
XVIII в.
принадлежало до четырехсот населенных пунктов.
Пропаганда ислама и тем более
обращение в мусульманство запрещались под страхом смерти. Нельзя было встроить новые
мечети, старые же разрушались. Только при епископе Луке Конашевиче за 1738-1758 гг. из
536, мечетей
Казанской губернии было разрушено 418. В Сибири из 133 мечетей осталось 35 11. Детей татар и
башкир,
обратившихся в ислам, отбирали у родителей и раздавали новокрещенам. На татар и чувашей
миссионеры напускали воинские отряды - «обжорные команды», которые разоряли их
постоями, чинили всяческие обиды. Крестившимся крестьянам нерусской национальности предоставлялись некоторые льготы: они освобождались от холопства, от уплаты податей (на три года), ими
не могли более распоряжаться
неправославные помещики. Зато подати
некрещеных крестьян возрастали, что делало
их положение еще более тяжелым. Крестьян-новокрещен поселяли в одном месте, некрещеных же татар, выселяли, разоряя их хозяйство. На землях
некрещеных татар организовывались новые монастыри - СпасоЮнгинский, Седмиозерский, Раифский и др.
Протесты крестьян-мусульман
против деятельности Духовенства принимали различные формы: это были жалобы на
священников в Синод и к правительству, восстания, в которых протест против
насильственной христианизации сочетался часто с протестом против феодально-крепостнического
гнета. Кроме того, крестьяне мусульмане непосредственно расправлялись с
ненавистными им священниками, избивали и убивали их. Бывали случаи, когда
крестьяне обращались за помощью к мусульманам, жившим за рубежом.
В 1751 г. татары подали жалобу на «несносные
обиды»,
чинимые им митрополитом Сильвестром. Они писали, что Сильвестр крестил их насильно,
держал их в
10 Е.
Малов. Указ. соч., стр. 60.
11 И. Дубровин. Пугачев и его
сообщники, т. I. СПб., 1884, стр.
364.
Стр. 95
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России