разрушал татарские,
мечети, на их месте строил церкви, подвергал татар-мусульман жестоким наказаниям,
заточал
в тюрьмы, разорял их дома и деревни. Синод поддерживал своего ставленника,
проклиная мусульман мусульманское учение, называя Магомета «самым студным лживым
пророком» (указ от 24 декабря 1750 г.) Деятельность Луки Конашевича вызвала
глубокое возмущение. Татары писали в своих жалобах, что если их будут и дальше
принуждать креститься, они оставят свои дома и деревни и уйдут в леса. Луку
Конашевич перевели в Белгород
епископом, но память об этом жестоком
инквизиторе осталась надолго. В народном предании рассказывается, что Лука Конашевич стремился всех татар превратить в русских и что по жалобе
татар министры осерчали на него и
сослали в Сибирь8. Не
меньшее возмущение вызвала деятельность другого представителя Синода, стоявшего во главе Новокрещенской конторы, епископа Дмитрия Сеченова. Татары и башкиры жаловались, что Сеченов силой принуждал их креститься, погружая в купель связанным, держал многих в тюрьме под караулом в кандалах, колодках и подвергал мучительным побоям. Действу на основании указа Синода от 14 февраля 1743 г.,
Сеченов сжигал мусульманские кладбища и молельни, разорял крестьянские дома, рубил в них окна.и двери,
выламывал печи. В результате
крестьяне пришли «в конечное
разорение». С такими же жалобами обращались чуваши Ядринского и Курмышского уездов на инквизитора игумена Неофита, на курмышского протопопа Куприяна и др.9, но эти жалобы успеха не имели,
Синод своих инквизиторов не давал в обиду. Действуя огнем и мечом, Сеченов за один год сумел обратить в православие
свыше 17 тысяч татар. Его перевели в Нижни Новгород, и здесь за четыре года он заставил принят православие более 30 тысяч человек. За свою
«деятельность» и за поддержку
Екатерины II во время дворцового переворота этот
инквизитор был щедро награжден, он получил в личное владение тысячу душ
крепостных
8 Е. Малов. Указ. соч., стр. 165.
9 Н. Б. Никольский.Распространение христианства среди нижегородских чуваш до 1764 г. - «Живая старина», вып. 1-4, 1915, стр. 127.
Стр. 94
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России
<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>