оковах на монастырском дворе, вместе с женами и детьми морил
голодом, пока они не согласятся креститься. В Царевококшайском
уезде крестьяне деревни Кошки обложили соломой избу, где находился с командой поп Георгий Давыдов, и подожгли ее. Миссионера спас пдоспевший воинский отряд. В Вятской провинции крестьяне
избили иеромонаха Вениамина Григоровича; его с трудом освободила из рук
крестьян конвойная команда. Восставшая мордва
убила миссионера Алексея Мокеева и пыталась убить
также Дмитрия Сеченова. С дубьем и цепами напали чуваши на протопопа Георгия Давыдова 12.
Царские чиновники, борясь с массовым бегством и возмущениями крестьян нерусской национальности, в некоторых случаях
пытались обуздать духовные власти, руководившие христианизацией. Так, в 1751 г.
оренбургский губернатор просил Сенат запретить священникам крестить башкир силой, а
также отсылать их в тобольскую консисторию. Он
писал, что деятельность миссионеров
разоряет башкир и наносит большой вред интересам
помещиков и государства. С такими же требованиями обращались и уральские заводчики, так как бегство, работных людей и насильственные меры духовенства неблагоприятно
отражались на заводских работах. Правительство
было вынуждено прислушаться к этим жалобам.
В Казанскую губернию послали с особыми полномочиями подполковника Свечина и
поручили ему проверить на месте
причины разорения татар. В своем «Экстракте»
о разорении крестьян, «восприявших закон греческий не по желанию, а по
принуждению», Свечин писал, что
священники-миссионеры ездили будто бы учить новокрещен закону
божьему, на самом же деле собирали с новокрещен деньги, требовали продукты, пушнину,
делали «прицепки» за незнание молитв, под угрозой
ареста вымогали деньги. Чтобы заставить тар креститься, миссионеры рубили в крестьянских домах окна и двери, ломали печи, «без всякого
милосердия избивали плетьми,
заковывали в кандалы, отправляли в
тюрьму на тяжелые монастырские работы 13.
Доклад
Свечина дал яркую картину ужасающим
12 И. Дубровин. Указ. соч.,
т. I, стр. 50-56.
Стр. 96
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России