ему дать помощника из монахов. Но Синод решительно возражал против такой
реформы и в монастырских тюрьмах все осталось по-старому: военная стража и тюремные служители
были в полном -подчинении архимандрита..
В
монастырских застенках «для познания истины», заключенных
нередко пытали. Епископ Георгий Конисский
так описывает практиковавшиеся в конце XVII в. казни и пытки: «Казни сии были - колесовать, четвертовать и на кол
сажать, а самая легчайшая - вешать и головы рубить. Вины их
изыскивались от признания их самих, к тому
надежным средством служило препохвальное
тогда таинство - пытки, которой догмат и
поныне известен из сей пословицы русской - кнут не ангел, души не вынет, а правду скажет, и которая производилась со всей аккуратностью и по указанию Соборного уложения, сиречь степенями и по порядку,
батожьем, кнутом и шиною, т. е.
разожженным железом, водимым с тихостью или
медлительностью по телам человеческим, которые от того кипели, шкварились и вздымались. Прошедший одно испытание поступал во 2-ое, а кто не выйдет живым, тот считался за верное виновным и веден на казнь» 13.
Чаще всего пытали поднятием на дыбу. Как описывает историк М. Снегирев,
«поднятому на дыбу привязывали к ногам тяжелые колодки, на кои ставши палач
подпрыгивал и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих,
хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били
кнутом по обнаженной спине так, что кожа лоскутьями летела» 14. Пытки производились
не только по усмотрению архимандрита, но и по настоянию епископов, которым
подчинялись монастырские тюремщики. Так, епископ Холмогорский Афанасий в своей
грамоте настоятелю Соловецкого монастыря прямо предписывал прибегать к пыткам,
чтобы вырвать от узников нужное признание - «чистосердечное покаяние». Зная о
таких монастырских порядках, архангельский губернатор в 1774 г. обратился к
архимандриту Соловецкого мона-
13 «Русский архив», 1867, стр. 1139-1155.
14 Там же, стр. 1160.
Стр. 80
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России