настыря
с секретным письмом, напоминая, что пытки в монастырях формально законом не
разрешались. Впрочем, нельзя осуждать одних только монастырских тюремщиков за
их жестокость - ведь этого требовали от них и Синод, и правительство.
Инструкции Синода, на основании которых заключались в монастырские тюрьмы
узники, были очень суровы. В них указывалось, в каких тюремных помещениях
следовало держать заключенных, какой должен быть для них режим, какие меры
следовало применять к тем, кто начнет «сумасбродничать» - одиночное заключение,
карцер, лишение пищи, телесное наказание. В инструкциях глухо упоминалась также
и «вина» заключенных: «За вину его, за дела, противные благочестию, за многие
вины вместо смертной казни бить нещадно кнутом и сослать в монастырь». В XIX в.
режим в монастырских тюрьмах мало изменился. По-прежнему узникам запрещалось
общение с монастырской братьей, из среды последней выделялись монахи для
«увещевания», а по существу для систематического шпионажа за заключенными.
Помимо инструкций от Синода, такие же инструкции получали монастырские
тюремщики от высшей и местной администрации. Например, владимирский губернатор
(ему подчинялся Суздаль, где находится Спасо-Евфимиев монастырь) требовал от
монастырского начальства разные сведения о монастырских заключенных. Как видно
из представленных сведений, узники не назывались по фамилиям, каждый числился
под известным номером. Правом ссылки в монастырские казематы, помимо Синода,
пользовались также губернские гражданские власти, местное церковное начальство.
В 1835 г. ревизией Соловецкого монастыря были вскрыты значительные
злоупотребления и произвол. Тогда был издан указ, запрещающий сажать в
монастырские тюрьмы без особого разрешения верховной власти. Но на практике этот
порядок не соблюдался.
Кого же и за какие «вины» заключали в монастырские тюрьмы? Ответ на этот
вопрос дают секретные донесения монастырских тюремщиков. На первом месте были
лица, выступавшие против господствующей православной церкви, против ее деспотизма
в вопросах веры, за свободу совести, старообрядцы и сектанты, отступившие от
православной церкви, осужденные «за
Стр. 81
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России