В монастырских тюрьмах за узниками велось постоянное наблюдение.
Монахи-тюремщики производили обыски, выискивая «зловредные тетрадишки
и письма», так как узникам было запрещено писать. Они следили, чтобы узники не
общались между собой и с караулом. Беспокойным узникам, нарушавшим суровые
тюремные: правила, монастырские
тюремщики вкладывали в рот кляп, его вынимали только при принятии пищи. Для
испанской инквизиции типичен кляп в форме груши, которая могла раздвигаться во рту. Кляп, применявшийся
в монастырских тюрьмах, был проще по конструкции,но действовал не хуже испанского, когда надо было
заставить узника замолчать.
В 1728 г. в один монастырь был послан иностранец Яков Иванов, принявший
незадолго до того православие. Он обвинялся в том, что произносил «сумасбродные слова». Чтобы
лишить его этой возможности, ему всунули в рот кляп. Такой режим предписывался
и специальными
инструкциями Синода: «...а если оный колодник станет произносить важные и
непристойные слова, то класть ему в рот кляп и вынимать, когда пища будет дана, а что
произнесет в то время, то все записывать и, содержа секретно, писать о том в Тайную канцелярию». Пищей для большинства заключенных были хлеб и вода, некоторым давался скудный тюремный
паек. Среди узников были, впрочем, и привилегированные
заключенные «благородного звания», которые получали пищу от своих родственников.
Рассматривая своих узников как арестантов, монастырские тюремщики хотели придать им и внешний арестантский вид. Так, архимандрит суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Серафим Чичагов
пытался одеть своих заключенных в
тюремную одежду. Синод, однако, был
вынужден охладить рвение тюремщика, так как в монастыри часто ссылались лица без решений суда, в административном порядке. Формально они не
лишались гражданских прав, поэтому обращаться с ними как с
арестантами было признано
неудобным. В 50-х годах XIX
в. правительство в связи со слухами об изуверском отношении монахов-тюремщиков к
своим узникам
пыталось несколько смягчить режим в монастырских тюрьмах. Во главе арестантского
отделения хотели
поставить светского коменданта, а в придачу
Стр. 79
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России