наитие
пришел в русский суд и заявил требование на еврейскую кровь. Кровь, пролитая
духовными его отцами, подмывает и тревожит его и ему самому нужно хоть
чем-нибудь удовлетворить эту жажду крови, жажду ненависти и
человеконенавистничества»22.
После провала процесса пропаганда национальной и религиозной вражды не
прекратилась. Духовные власти продолжали издавать антисемитскую литературу, и предприняли
попытку сфабриковать «святых» - якобы замученных евреями христианских
мальчиков. В апреле 1914 г. состоялось торжественное «прославление», т. е.
канонизация, «мученика» Гавриила Заблудовского, якобы убитого евреями в XVII в.
В постыдном торжестве участвовали 60 священников во главе с епископами - холмским
Евлогием, волынским Антонием и минским Митрофаном.
Вскрывая политический смысл антиеврейских процессов и деятельности
духовенства в защиту кровавых наветов, В. И. Ленин писал: «Дело Бейлиса еще и
еще раз обратило внимание всего цивилизованного мира на Россию, раскрыв
позорные порядки, которые царят у нас. Ничего похожего на законность в России
нет и следа. Все позволено администрации и полиции для бесшабашной и бесстыдной
травли евреев - все позволено вплоть до прикрытия и сокрытия преступления»23.
В обстановке травли народов нерусской национальности возникло и
«мултанское дело», когда 10 крестьян-удмуртов, жителей села Старый Мултан
Вятской губернии были ложно обвинены в принесении человеческих жертв языческим богам.
На суде, происходившем в 1892 г., в качестве «сведующих лиц» выступали и
местные священники. Было осуждено семеро крестьян-удмуртов, а все население
Мултана было обвинено в участии, укрывательстве и содействии. И в этом позорном
деле духовенство выступило с защитой человеконенавистнических идей. Священник
Н. Н. Блинов в качестве «специалиста» по удмуртской религии написал статью, в
которой он поддерживал версию о человеческих жертвоприношениях удмуртов. Это
вызвало резкую отповедь В. Г. Короленко, обвинившего автора статьи в том, что
22 В. Д. Бонч-Бруевич.
Знамение времени. СПб., 1921. стр. 259.
23 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 25, стр. 64.
Стр. 128
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России