лен и против попов)»6. В московском Успенском соборе в присутствии царя и духовенства отслужили благодарственный молебен по случаю разгрома восстания: «Покорал господь бог врагов и крестопреступников». Торжественные молебствия были проведены повсеместно. Они должны были убедить народ, что на борьбу с восставшими мобилизованы не только царские войска, но и силы небесные. Чтобы внушить народу мысль о Разине как о злейшем враге царя и церкви, Разин - «пагубный волк, страх бога презревший, церковь возмутивший, крестное целование обругавший» - был предан церковной анафеме7. Однако несмотря на агитацию церкви и правительства народ сохранил память о Разине и его соратниках как о защитниках народа и борцах против феодального гнета:
И хотя каждый год по церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ о нем песни поет
И с почетом его вспоминает8.
Во второй половине XVIII в. крестьянское движение получило еще больший размах. Крестьяне выступали против феодальной эксплуатации, против помещиков и священников, оправдывающих феодальный гнет. Это движение проходило часто под царистскими лозунгами. Вожаки восстания, как «воры и клятвопреступники», призывавшие к неподчинению царской власти, предавались «великому отлучению».
Царскому проклятию подвергли и руководителя крестьянской войны
1773-1775 гг. Емельяна Пугачева. В разгар восстания, в августе 1774 г., Синод
распространил по церквам особое «увещевание», в котором Пугачев был назван
орудием дьявола, поправшим веру и закон, последователем антихриста, ниспровергателем алтарей, разорителем церквей. Казанский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович,
призывая крестьян соблюдать
6 К. Маркс. Ст. Разин.- «Молодая гвардия», кн. 1, 1926, Стр, 125.
7 ПСЗ, т. I, №
503.
8 Н.
А. Вроцкий. Утес Стеньки Разина.- В
кн.: В. И. Лебедев. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
М., 1955, стр. 148.
Стр. 109
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России
<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>