Частые отлучения и запечатывание церквей вносило расстройство в церковную жизнь, поэтому светская властьбыла вынуждена ограничить право церковных иерархов прибегать к этой мере. По требованию Петра I в текст архиерейской присяги было введено обещание применять отлучение только в исключительных случаях к явным преступникам, «разорителям заповедей божьих или церковным еретикам»
Изданный при Петре I в 1720 г. Духовный регламент пытался определить меру вины, требовавшей церковного проклятия. Анафему и отлучение разрешалось применять за выступления против церкви, ее обрядов и таинств, за «презрение к церкви и безбожие, явное ругателвство и посмеяние закона божьего». В дополнение к этому церковному наказанию Духовный регламент ввел еще гражданские последствия отлучения, усилив этим его значение как устрашающего акта. Лица, подвергшиеся отлучению, лишались некоторых гражданских прав, не допускались к торговым делам, они были «словно арестованные». Еще большим ограничениям подвергались лица, преданные анафеме. Духовный регламент сравнивал их с «убиенными», т. е. они лишались всех гражданских прав.
Широко использовалось отлучение и анафема в борьбе с народно-освободительным движением, с восстаниями против феодально-крепостнического гнета и самодержавия.
Крестьянская война 1667-1671 гг. под предводительством Степана Разина
была стихийным протестом народных масс против феодально-крепостнической эксплуатации. В восстании
принимали активное участие не только русские, но и другие народы - башкиры, татары, чуваши, мари, мордва,
стонавшие под двойным гнетом, крепостным и национальным. По призыву Разина восставшие убивали
помещиков и их приказчиков, «сажали в воду» царских воевод, заковывали в «железа»
ненавистных им дворян,
громили их имения, уничтожали крепостные
акты, убивали священников. Разгромив восстание и предав его вождей «злой казни» - четвертованию, царь и
патриарх шумно отпраздновали победу над восставшими.
По словам К. Маркса, «царь был вне себя от радости, и по его приказу
агнец божий, московский патриарх предал
анафеме Стеньку (бунт его был направ-
Стр. 108
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России