церкви. У удмуртов
вырубались их священные рощи, отбирались дети, которые затем помещались в
монастыри для
воспитания в православном духе, устраивались погромы, избивались те, кто хотел
верить по-своему, крестьян подговаривали составлять приговоры о выселении из деревень неугодных
духовенству лиц. Такая деятельность духовенства встречала сопротивление народа. Так, в
1901 г. по требованию сарапульского епископа Владимира полицией была вырублена в деревне Ерыксы священная роща.
Местные крестьяне-марийцы оказали при этом
сопротивление, обратили в бегство священников и полицейских. Для «усмирения»
крестьян был послан полицейский отряд,
в результате столкновения было ранено
25 человек, а одного крестьянина убили24.
Жестокие меры по
насаждению православия среди народов нерусской национальности вызвали резкое осуждение со стороны
прогрессивных элементов русского общества. В повести Ф. Решетникова
«Подлиповцы» автор, рассказывая о пермяцкой деревне Подлипной, с негодованием говорит об инквизиторской деятельности
православного
духовенства. Он отмечает, что крестьяне приняли православную веру лишь тогда, когда
последовали карательные меры, и что для них православный поп и становой в сущности
одно и то же. При появлении того и другого они «прячутся в домах и запирают
двери». В
повести Н. Лескова «На краю света» и в очерке «Сибирские картинки XVIII в.», основанном на документальных материалах, автор показал
миссионерскую деятельность сибирского архиепископа Нила, насаждавшего православие
среди народов Севера.
После подавления революции 1905 г. гонения
на неправославные и нехристианские религии, особенно на ислам и сектантство, усилились. Духовное ведомство
расширило сеть церковно-приходских
школ и попечительств, воинствующая
пропаганда православия велась также через
церковные собрания. В помощь жандармам в рясе были привлечены реакционные и черносотенные элементы, их организации возглавлялись
духовенством. Духовенство боролось также с национально-освободительным
движением и с этой целью усилило деятельность
24 А. И. Бобрищев - Пушкин. Суд и раскольники-сектанты. СПб., 1902, стр. 106-107.
Стр. 102
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России