ворили и на миссионерских
съездах. Первый съезд «темных инквизиторов», как называли миссионеров, состоялся в Казани в 1885
г. На этом съезде присутствовали архиереи всех тех губерний, где было
нерусское население. Съезд имел одну цель: разработать меры по внед рению православия,
подготовить к этому жандармов в рясах. Второй миссионерский съезд, собравшийся в Москве в 1891г., отразил агрессивную политику духовенства по отношению к нерусским народам. Еще более
воинственно было настроено
духовенство на третьем миссионерском
съезде (Казань, 1897 г.). Этим съездом руководил
помощник обер-прокурора Синода Саблер. Он назвал православие «краеугольным камнем самодержавия». На этом съезде «опричники духовенства» -
миссионеры требовали усиления
полицейских репрессий по отношению к
тем, кто отказывался принять православие,
кто пытался бороться за свободу совести. Духовные власти не могли больше сжигать на кострах и гноить в тюрьмах сторонников ислама и других
религий, как это они делали раньше.
Но на стороне этих опричников был
административно-полицейский аппарат самодержавия, они использовали школу и печать, изгоняли национальный язык, пытались уничтожить национальную культуру.
Насильственная христианизация и русификация вызвали массовый протест
народных масс. Этот протест выражался в различных формах: крестьяне не давали средств на содержание
духовенства, не посещали церкви, не соблюдали церковных обрядов, они избивали и убивали особо ненавистных им священников и
монастырские власти. Одной из форм протеста
было массовое отпадение от православия,
несмотря на репрессии со стороны
духовенства и полиции. Отпадение от церкви приняло особенно большие размеры в 80-х годах XIX в. в Казанской и других губерниях,
населенных татарами. Обер-прокурор Синода Победоносцев вынужден
был признать, что крестьяне, оставлявшие
православие, по своему духу и обычаю
с православием не имели ничего общего.
Массовое отпадение от православия и отказ от выполнения церковных обрядов вызвали усиление репрессий со стороны правительства и церкви. В конце
XIX и начале XX
в. были организованы процессы против тех, кто не желал оставаться в рядах
официальной
Стр . 101
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России