ла правительство о гибельности для церкви послабления в области религиозной свободы. Напомнив, что в России было принято "разноверцев всячески истреблять", эти иерархи старались запугать правительство, что от послабления раскольникам "церковь может разодраться на двое" 38. В Уложенной комиссии 1767 г. церковники продолжали настаивать на применении суровой казни к раскольникам и разорении их жилищ и церквей 39.

Одним из следствий кровавого террора по отношению к раскольникам было их самосожжение, принявшее большие размеры в XVII - XVIII вв. Самосожжение часто объясняется причинами мистического характера, проповедью, будто "мир во зле лежит", верой в пришествие царства антихриста, желанием очиститься от следов злого царства, совершить искупительную жертву огнем. Эта же идея легла в основу замечательной картины художни ка Г. Г. Мясоедова "Самосожигатели", в которой с большой силой изображена толпа раскольников вместе с женами и детьми, мечущихся в пламени, а среди них суровый старец - виновник самосожжения. Такой взгляд на самосожжение давал церковным писателям повод говорить о том, что самосожжение - результат деятельности особой секты, считавшей самосожжение необходи мым условием духовного спасения. Это, однако, неправильно. Самосожжение, особенно в начале его распространения, не было догматом какой-нибудь секты, в нем проявлялось крайнее отчаяние людей, затравленных беспощадным преследованием со стороны правительства и церкви.

Одно из первых массовых самосожжений раскольников произошло в 1676 г. в Пошехоновской волости Белосельского уезда. Здесь сожглись "очарованные волшебством от раскольнических учителей" 1920 человек. В 1679 г. на реке Березовке в Тобольском "крае" по инициативе раскольнического чернеца Иванища и попа Домициана сожглось около 1700 раскольников. Жалуясь на притеснение духовных властей и приказных людей, крестьяне писали, что священники держат их без одежды на морозе и что если их не избавят от разорения, то они

38 " Чтения ОИДР " , кн. 2, 1889, стр. 27.
39 И. Покровский. Екатерининская комиссия о составлении проекта нового Уложения и церковные вопросы в ней. - "Православный собеседник", кн. III, 1910, стр. 307.

Стр. 58

Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России

<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>

Hosted by uCoz