колько человек. В 1647 г. при царе Алексее Михайловиче в Шацке по навету церковных "доказчиков" чародеями объявили женку Агафьицу и крестьянина Терешку. По указу царя несчастных вывели на площадь, где сказали об их "богомерзком деле", затем посадили в сруб, обложили соломой и сожгли. В том же году за чародейство сослали в Кирилло-Белозерский монастырь крестьянина Михаила Иванова: он-де "наговорами" испортил невесту царя Евфимию Всеволжскую. В 1649 г, в чародействе обвинили женку Анюту и "якого-то мордвина. Их трижды пытали и жгли огнем так, что поломали им ребра и сожгли ноги, потом бросили в тюрьму, где они умерли от голода" 9.

Обобщив весь накопившийся опыт по борьбе с ведовством и чародейством, правительство по настоянию духовенства издало в 1653 г. специальный указ, повелевавший никаких богомерзких дел не совершать, не держать отреченных, гадательных и еретических книг, не ходить к ворожеям и ведунам. Виновных лиц велено как врагов божьих жечь в срубах. Это не было одной угрозой. Так, Г.К. Котошихин рассказывает, что за "волховство, за чернокнижество мужиков жгли живыми, а женщинам за чародейство отсекали головы".

Ведовские процессы часто очень разрастались, чему способствовала применявшаяся тогда практика сыска вины пытками и казнями. Светские и духовные власти не стремились установить истину. Они заранее осуждали привлеченных по этим "винам" людей, признания нужны были им для оправдания суровых наказаний. В 1630 г. по делу одной "бабы-ворожейки" было привлечено 36 человек, по делу Тимошки Афанасьева, возникшему в 1647 г., судили 47 "виновных". В 1648 г. вместе с Первушкой Петровым, обвиненным в чародействе, "пытали" истину у 98 человек. За Аленкой Дарьицей, привлеченной к суду в 1648 г. за тот же грех, последовали 142 жертвы. С Анюткой Ивановой (1649 г.) судили за чародейство 402, а по процессу Умая Шамардина (1664 г.) - 1452 человека 10.

После подавления крестьянского восстания 1667 - 1671 гг. под предводительством Степана Разина по ро-

9 Н. Я. Новомбергский. Указ. соч., стр. 27, 58.
10 Там же, стр. 55.

Стр. 32

Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России

<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>

Hosted by uCoz