предлагали "бив да ограбив да выбити из волости вон", т.е. изгнать. С крестьян, допустивших общение с ворожеями, брали десятирублевый штраф с каждых ста человек 6.

В "Повести о волхвовании", появившейся под влиянием церковной агитации против ведьм и чародеев, их предлагалось "огнем жечи". Наряду с этим церковь воспитывала народ в духе непримиримой вражды к медицине. Проповедуя, что болезни посылаются богом за грехи людей, церковь требовала, чтобы народ искал исцеления в молитвах, испрашивая "божьей милости" в "чудотворных" местах. На знахарей, лечивших народными средствами, церковь смотрела как на посредников дьявола, пособников сатаны. Этот взгляд нашел отражение в памятнике XVI в. - "Домострое". По "Домострою", грешники, оставившие бога и призывавшие к себе чародеев, кудесников и волхвов, уготовляют себя дьяволу и будут мучиться вечно.

Массовые преследования волхвов и чародеев оставили след и в народном творчестве. В одном народном предании рассказывается, что при Иване IV было множество всякой нечисти и безбожия: по совету митрополита ведьм привели на площадь, обложили соломой и сожгли 7. Народная сказка "Арысь-поле" приводит пример богоугодного поступка: ведьма была схвачена с дочерью и сожжена. В сказке "Белая уточка" ведьму привязали к хвосту лошади и "размыкали" по полю.

Поддерживаемая церковью вера в существование нечистой силы и возможность <порчи> людей была причиной возникновения ряда процессов. На этих процессах инициаторами и "доказчиками" выступали часто представители церкви, а светская власть предоставляла для расправы с виновными свой карательный меч. В 1591 г. в Астрахани обнаружили колдунов, виновных в "порче", т. е. в заболевании, крымского царевича Мурата Гирея. " Колдуны" были сожжены при большом стечении народа 8. В 1606 г. процесс о "порче" возник в Перми. Здесь по обвинению в чародействе отправили на костер не-

6 Н. Я. Новомбергский. Врачебное строительство в допетровской Руси. Томск, 1907, стр. 18.
7 Е. Петухов. Указ. соч., стр. 140.
8 А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т. III . M ., 1869, стр. 623.

Стр. 31

Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России

<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>

Hosted by uCoz