требовал от них лишь отказа от их религиозных взглядов, шедших вразрез с учением господствующей церкви. Но против такого отношения к еретикам возражал Стефан Яворский. Он обратился с письмом к Петру, в ко тором доказывал необходимость применения к еретикам пыток. "Что же речем о допросах? - писал он. - Допросы обычно бывают ради известия истины. Аще же вопрошаемый начнет запираться, то надобно или достоверных свидетельств или пытки" 19. Чтобы собрать обвинения против Тверитинова и его учеников, Стефан обратился к народу с "увещеванием". Под угрозой церковного проклятия он призывал "православных" доносить на еретиков. "Увещевание" сделало свое дело, и на Тверитинова посыпались "обвинительные сказки", главным образом от духовенства. Всех обвиняемых заключили в тюрьмы: Тверитинова - в колодническую палату московского духовного приказа, а его ближайшего ученика Фому Иванова - в московский Чудов монастырь, где держали "на цепи со стулом". В цепях их приводили в церковь и предавали анафеме. Стефан обвинял Тверитинова и его учеников в том, что они пытались отторгнуть простой народ от церкви и что делали они это "по злобе на церковь". По поводу "лукавого дела" начались расспросы, пытки, церковные проклятия. По распоряжению Стефана из 39 допросов был сделан "экстракт", и вместе с "правилами святой церкви" о необходимости сурового наказания еретиков материалы были переданы церковному собору.

Тем временем пытки продолжались. Первым не выдержал Фома Иванов. Когда его вели из тюрьмы в церковь, чтобы предать церковному проклятию, он схватил косарь (топор) и на глазах духовенства и на рода изрубил икону Алексия. Его немедленно подвергли церковному проклятию, перевели в духовный приказ, где по распоряжению Стефана вновь пытали. Сгущались тучи и над головой Тверитинова. Стефан обвинял его в том, что он широко распространял свои еретические взгляды, что он размножал и раздавал свои "народно-развратные пункты".

24 октября 1714 г. в патриаршей крестовой палате со брались архиереи, архимандриты и попы для соборного

19 " Русский вестник " , кн. 2, 1871, стр. 718.

Стр.23

Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России

<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>

Hosted by uCoz