горечью
признавал холмский епископ Евлогий,
- заменяется
фабрично-заводским легкомыслием и равнодушием к церкви».
Хотя
крестьянство в 1905 г. не было однородным и в его среде имелись глубокие классовые противоречия, недовольство помещичьим и церковным землевладением было единодушным. Крестьяне теряли веру в царя,
в начальство, в старые порядки, якобы
заведенные богом, в духовенство и
религию. С первых шагов революционной
борьбы крестьян против помещиков и правительства
возникли также массовые выступления против церкви и духовенства.
Крестьяне под влиянием большевистской
агитации требовали конфискации наряду
с помещичьими церковных и монастырских земель, захватывали их революционным путем, настаивали на отделении церкви от государства и школы от церкви,
на отстранении духовенства от обучения и воспитания
детей. На развитие антицерковных и атеистических идей большое влияние оказывала большевистская литература, получившая среди рабочих и
крестьян широкое распространение.
Особенное внимание обращалось на
воспитание молодого поколения. Большевистская печать разъясняла, что молодым рабочим взамен религиозного воспитания необходимо знание
общественной жизни и классовой борьбы 39.
Отход масс от религии и церкви, бурно протекавший в годы первой русской
революции, хотя и замедлился, но не прекратился и в годы массового террора. А
в годы нового революционного
подъема он принял еще большие размеры. Интересен с этой точки зрения отчет
обер-прокурора Синода за 1911 - 1912 гг. «Как черная туча надвигается на родную церковь неверие, - писал он. -
Наряду с неверием под вековые устои церкви подкапывается социализм, отрицающий бога и церковь и
вместо благ небесных сулящий блага
земные. Везде, где успела сложиться
крупная промышленность, социализм пленяет себе в послушание множество трудящихся. Не ограничиваясь классом фабричных рабочих, социалисты
стремятся оторвать от церкви и
крестьянство» 40.
Приведя далее отзывы
епархиальных архиереев о
39 «Звезда», 11 апреля 1911 г., № 17.
40 «Отчет обер-прокурора Синода за 1911-1912 гг.». СПб., 1913, стр; 152.
Стр. 138
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России