иносказательно
толковали догмат святой троицы (бог-отец - память, бог-сын - разум, бог-дух святой
- воля), отрицали
необходимость церквей, икон, церковной обрядности, попов, угодников, монашества. Они,
однако, не
выступали против царя и его власти, считая, что основа зла - это не
царь, а его чиновники и духовенство. Духоборчество было признано особо вредной
сектой, и против
нее начались массовые гонения. Так, в 1799 г. в Новгородской губернии за принадлежность
к этой секте
было осуждено более 30 крестьян. Их сослали в Екатеринбург навсегда в рудничные
наитягчайшие работы, причем их велено было содержать на работе скованными. «Пусть они, -
отмечалось в приговоре, - отвергающие вышнюю власть на земле, восчувствуют ее
через сие
как следует». В 1804 г. духовенство села Троицкая Дубрава Тамбовской
губернии пыталось при содействии полиции заставить крестьян-духоборов исполнять
обряды
православной церкви. Крестьяне отказались, и священник Агеев учинил над ними зверскую
расправу. Крестьянам
рвали усы и бороды, смазывали дегтем и секли в три кнута. Два крестьянина - Петр
Добышев и
Филипп Дубасов были засечены до смерти. Тело одного из засеченных духоборов крестьяне
привезли в Тамбов и как протест против зверской расправы оставили в передней
губернаторского дома. Участников этой политической демонстрации наказали кнутом
и сослали в Кольский острог, а их имущество отобрали в казну32. В 1807 г. за переход
в духоборчество приговорили к смертной казни двух казаков войска донского - Прокудина и Артемьева.
Смертный приговор им был заменен затем вечным заключением в Соловецкий монастырь33.
Чтобы изолировать духоборов от остального крестьянского населения и усилить контроль за
ними со
стороны священников и полиции, их ссылали из центральных губерний в Крым и Закавказье.
В конце XIX в. свыше трехсот духоборов за отказ служить в
царской армии
и сожжение оружия было отправлено в бессрочную каторгу в Якутию. Многие крестьяне во
время насильственного
переселения гибли, многие, спасаясь от преследования, бежали в Канаду и другие
страны.
32 «Древняя и Новая Россия:», 1878, № 8, стр. 312.
33 «Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству святейшего Синода», кн. II. СПб., 1860, стр. 54.
Стр. 134
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России