Чтобы отвлечь
народ от политики, от участия в классовой борьбе, его внимание пытались
сосредоточить на еврейском вопросе. Евреев
обвиняли в том, что они будто бы
неуважительно относились к православной церкви и религии, к ее обрядам. Так, в 50-х годах XIX
в. в местечке Полонном Волынской губернии евреев обвинили в «святотатственном посмеянии» над
христианством и подвергли гонениям.
На почве антисемитской пропаганды, которую разжигали реакционные
элементы и представители церкви, в начале XIX в. возникали кровавые
наветы на евреев, обвинения в совершении ими ритуальных убийств. В 1823 г. в городе Велиже Витебской губернии 42 еврея были брошены в тюрьму по обвинению в
убийстве нескольких христианских мальчиков с ритуальной целью. Стараясь разжечь национально-религиозную рознь,
представители православной церкви
подбирали «доказательства» применения
евреями крови христианских детей. Минский архиепископ Анатолий первый
доставил «материалы» о мифическом «отроке Гаврииле», якобы замученном евреями еще в 1690 г., а киевский
митрополит Евгений выискал
соответствующие выписки из польской ритуальной
литературы. С обвинениями против велижских евреев выступил также местный священник Тарашкевич, пытавшийся доказать враждебность евреев христианству и их «тиранское злодейство». В качестве
«сведущего лица» был привлечен и
ксендз Паздерский. Запечатав велижскую синагогу, следственная
комиссия, исполняя волю Николая I
«исследовать все до корня», признала
виновными в ритуальных убийствах не только велижских евреев, томившихся в тюрьме в течение восьми лет, но и всех евреев
вообще. Осудил велижских евреев и Сенат, и только Государственный совет
отменил постыдный приговор, признав обвинение евреев в ритуальных убийствах несостоятельным.
Разжигание национальной и религиозной вражды к евреям было и в дальнейшем одним из средств
политической борьбы правительства и церкви.
Разоблачая антисемитизм как позорное орудие черной реакции, В. И. Ленин писал, что политике разжигания религиозной вражды, раздробленности пролетарских сил, проявляющихся
в черносотенных погромах, необходимо
противопоставить «спокойную, выдержанную и терпеливую, проповедь
Стр. 126
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России