полным данным, во время восстания Пугачева было убито 237 церковников и
членов их семей и сожжено свышше 60 церквей16. Удмурты, чуваши, башкиры, татары
просили Пугачева избавить их от гнета священников. Пугачевский атаман
Герасим Иванов по просьбе крестьян сжег дом сунгулеевского
священника на Урале, в селе Нохмачи священника повесили,
а его дом сожгли. После взятия восставшими Ижевского завода в селе Сретенском удмурты повесили
весь притч, а церковь разграбив сожгли. Мордовцы села Кангуш Краснослободского уезда Тамбовской губернии избили
священника Алексея Васильева, говоря при этом: «Не мешай нам, поп, молиться по-нашему» 17.
Удмурты также отказывались выполнять церковные обряды, платить поборы за требы
и расправлялись
со священниками. В виде протеста против христианизации удмурты возвращались к
прежней «идолопоклонной» вере. В феврале 1774 г. новокрещенные удмурты, собравшись в селе Сретенском,
решили послать
к Пугачеву депутацию и просить его закрыть Ижевский завод, а им разрешить быть
по-прежнему в идолопоклонной вере 18.
Гнев народных масс обращался также против
монастырских властей и монастырей, основанных на территории Мордовии для
закрепощения мордовского народа и усиления феодально-крепостнического гнета.
Особенную ненависть
мордвы вызвали власти Пурдожского монастыря, захватившего
крестьянские земли. Этому монастырю принадлежало более двух тысяч крепостных крестьян.
Принудительное крещение нерусских народов продолжалось и в XIX
в. Оно использовалось как
средство колониального
угнетения и русификации. Духовенство продолжало обирать народ. По словам
Магницкого, бывшего в то время попечителем казанского учебного округа, православное
духовенство стремилось попасть в чувашские селения с не меньшим энтузиазмом,
чем европейцы
в Бразилию: здесь можно было обогащаться за счет нерусских народов.
16 «Сборник отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XV,
1876, стр. 14-16.
17 «Исторический вестник», т. XVIII, 1884, стр. 13
18 П. Н. Луппов. Христианство у вотяков. СПб., 1899, стр. 316, 320.
Стр. 98
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России