Глава V
Насильственное насаждение православия среди народностей
России
Самодержавие - этот, по словам В. И. Ленина, «самый реакционный и
варварский строй»1 , проводило среди народов окраин России политику национально-политического,
социального и культурного угнетения. Верной помощницей самодержавия в его
реакционной политике на окраинах была православная церковь. Угнетение нерусских
народов, их русификация, а также колониальные захваты сопровождались
насильственным обращением населения в православие. Это было одним из средств
колониальной политики самодержавия. Еще в XIII-XIV
вв. новгородские выходцы, утверждая свою власть в Вятском крае, насаждали христианство мечом и огнем, не
останавливаясь перед уничтожением местных народов, не желавших креститься. Делалось это при помощи
духовенства, следовавшего за завоевателями в новые места. Грамота 1452 г. митрополита Ионы вятскому
духовенству красноречиво рассказывает, как внедрялось христианство среди нерусских народов Вятского
края. Священники, по признанию митрополита, перемучили много людей, переморили,
в воду пометали, сжигали
в избах - мужчин, старцев и, малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли.
Расправляясь с такой жестокостью с нерусскими народами, не желавшими
креститься, инквизиторы угрожали им еще «великой опалой» от госуда-
1 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 24,. стр. 59.
Стр. 90
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России