жестокому наказанию
кнутом, а затем заключили «навечно» в Соловецкую тюрьму. В 1851 г. сюда же сослали придворного
певчего Александра Орловского - его обвинили в атеизме, в 1853 г.- вахтера
Ивана Буренкова - «величайшего богоотступника».
Среди узников Соловецкой тюрьмы было немало раскольников,
отступивших от православной церкви, молившихся по старым книгам и придерживавшихся
некоторых старых обрядов. В
расколе, как отмечалось выше, выражался
стихийный протест против социального гнета и эксплуатации. Самодержавие и
церковь видели в расколе и сектантстве не только отступников от православной церкви, но и государственных преступников,
поэтому они расправлялись с ними с
большой жестокостью. В 1821 г. в
Соловецкую тюрьму на 15 лет был заключен солдат Иван Кузнецов за пропаганду раскола среди солдат. В 1857 г. за «противозаконные по расколу
проступки» в тюрьму попал самарский
мещанин Лазарь Шепелев. Он не
выдержал сурового режима и вскоре умер. В 1860 г. в эту же тюрьму посадили основателя секты прыгунов Максима Рудометкина. Он пробыл в одиночном суровом, заключении 17 лет, до смерти. В 1859
г. в Соловецкую тюрьму был заключен
под строгий надзор капитан артиллерии Николай Ильин - основатель религиозной секты.
Спустя 10 лет царская охранка решила освободить Ильина из тюрьмы, но этому воспротивился
Синод. Он настоял на дальнейшем заточении
Ильина, «до изъявления им полного и
искреннего раскаяния в своих религиозных
заблуждениях». После 15 лет страданий Ильин потерял рассудок, но его
продолжали держать в монастырском застенке,
и лишь в 1879 г. после 20-летнего заключения
он был выпущен на свободу.
В тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря также было много узников,
обвиненных в отступлении от господствующей церкви, в свободомыслии. С 1766 по
1902 г. здесь перебывало свыше 400 человек, из них 340 - в XIX в. Так, в течение 20
лет, до самой смерти в 1832 г. тут сидел основатель, секты скопцов Кондратий
Селиванов, присвоивший имя Петра III. Среди узников этого
монастыря
был молоканин Тамбовской губернии Григорий Булгаков, жаловавшийся Николаю I
на притеснения молокан со стороны царских чиновников и духовенства и
Стр. 83
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России
<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>