на каторгу 21. По инициативе Питирима раскольничьи поселения, скиты и монастыри разорялись. Даже за рубежом раскольники не чувствовали себя в безопасности от свирепого инквизитора. В 1715 г. по его настоянию был разорен раскольнический центр Ветка, куда бежали из России раскольники, беглые "сходцы", спасаясь от преследований и в поисках работы. Так меч духовный, соединившись с мечом светским, беспощадно расправлялся с противниками официальной церкви. Этого жестокого инквизитора благодарная церковь незадолго до империалистической войны объявила "святым" и с большим торжеством организовала его "прославление", сфабриковав предварительно описание 260 "чудес", якобы совер шившихся у его гроба.

Жестоким инквизитором был и новгородский архиепископ Феодосии Яновский, действовавший против раскольников вместе с Преображенским приказом и Тайной канцелярией. А местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский вслед за епископом Питиримом в своем произведении "Камень веры" пытался теоретически обосновать необходимость жестоких гонений против "врагов" церкви, отмечая, что в народе часто бывают споры о вере "пререкования и противословия". Осуждая тех, кто считал кровавый террор несовместимым с "кротостью церкви", он доказывал необходимость и "спасительность" смертной казни для церковных противников, ссылаясь при этом на опыт католической инквизиции. "Опыт показывает, - писал он, - что многие еретики, как донатисты, манахеи, альбигойцы и пр., оружием истреблялись" 22. Он приводил также высказывания одного из столпов церкви - Августина о необходимости казнить еретиков. Подобно католическим инквизиторам Стефан доказывал, что церковь, предавая еретиков смерти, заботится прежде всего о спасении их души. "Если праведно убивать человекоубийц, злодеев, чародеев, - говорил он, - то тем более еретиков, которые паче разбойников душу убивают и в царстве мятеж все-

21 А. Синайский. Отношение русокой церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы синодального управления. СПб., 1895, стр. 56.
22 А. Н. Филиппов. О наказаниях по законодательству Петра I. СПб, 1800, стр. 138.

Стр. 49

Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России

<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>

Hosted by uCoz