в каменный мешок Волоколамского монастыря и в прегорчайшей темнице" умер от голода и дыма. Сделано это было по приказу митрополита Даниила.

Вскоре в руках инквизиторов оказался игумен Троицкого монастыря Артемий - противник церковной знати и церковного землевладения. Он писал об этом царю и умолял его в интересах самой церкви отобрать ее имения. Артемия судил церковный собор 1553г. Его обвинили в ереси и сослали в Соловецкий монастырь с предписанием "пребывать ему внутри монастыря с великой крепостью, в келье молчательной".

На церковном соборе 1554 г. как "безбожного еретика и отступника православной веры" осудили Матвея Башкина. Он считал, что рабство несовместимо с принципами истинного христианства, и говорил о необходимости уничтожить холопство, так как "Христос всех братией нарицает" 10. Башкин подверг критике церковные каноны и догмы: отрицал божественное происхождение Иисуса, не признавал "угодников" и поклонения иконам. В выступлении Башкина против церкви и её догматов под религиозной оболочкой скрывался протест масс против закабаления и феодальной эксплуатации. Защищая устои феодально-крепостнического государства, церковные иерархи не могли простить Башкину его взглядов. Башкина подвергли пыткам и заставили признаться в еретичестве. Как передают некоторые источники, по приговору церковного собора Башкина посадили в деревянную клетку и сожгли. Его сторонники были разосланы по монастырям в строгое заключение 11.

Не прошло и года, как вновь собрались церковные иерархи. На этот раз они судили Феодосия Косого, выдающегося идеолога социальных низов середины XVI в. Феодосий Косой учил, что не следует повиноваться попам и властям, он звал угнетенные массы на борьбу за уничтожение церковного и светского гнета и коренное переустройство общества. Церковный собор приговорил Феодосия к тяжкому наказанию, но ему удалось вырваться из цепких лап инквизиторов и бежать в Литву.

10 И И. Смирнов. Восстание Болотникова 1606-1607 гг. М., 1951, стр. 35.
11 Дело М. Башкина излажено в Актах Археографической экспе диции (ААЭ), т. I , N 239.

Стр.18

Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России

<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>

Hosted by uCoz