Кровавый террор против участников антицерковного движения на этом не закончился. Иосиф продолжал выискивать их и предавать их суровому наказанию. Уступая Иосифу, царь Василий Иванович, как сообщает летопись, велел оставшихся еретиков "в темницы вметати до конца живота их".

После расправы с еретиками на соборе 1504 г. Иосиф стал знаменем воинствующей церкви - "презлых иосифлян", боровшихся с участниками антицерковного движения посредством духовного и светского меча. За за слуги перед светской властью и церковью Иосиф в 1591г. был объявлен общерусским "святым".

После Иосифа во главе церковников, настаивавших на казнях противников церкви, стал московский митрополит Даниил. Пытаясь теоретически обосновать необходимость таких казней, Даниил в своих проповедях приводил слова Иоанна Златоуста, оправдывавшего казнь "по воле божьего человеколюбия", а также епископа Емесского Евсевия, учившего, что "убийство бога ради несть убийство". В обоснование своих инквизиционных взглядов Даниил ссылался и на блаженного Федорита, говорившего, что и Моисей велел убивать лжепророков. Даниил, как настоящий инквизитор, предлагал сеять вражду и раздоры среди противников церкви - "богонаученное коварство", чтобы с ними легче было разделаться. Участников антицерковного движения Даниил называл "хулителями имени божьего". Он доказывал, что еретики - враги не только церкви, но и государства. Запрещая общение с еретиками, Даниил старался вызвать к ним чувство "совершенной ненависти". Он убеждал правящие классы "воззревать против врагов божьих" (так он называл сторонников антицерковного движения) "божественной ревностью и проявлять к ним праведную ярость" 7. Он подчеркивал также, что право судить еретиков и присуждать их к суровым наказаниям принадлежит церковной власти. Обязанность же светской власти - беспрекословно выполнять решения церковных соборов и церковных иерархов 8.

7 В. И. Жмакин. Жизнь и деятельность митрополита Даниила. М., 1881, стр. 184 - 192. См. также А. А. Зимин и Я. С . Лурье. Послания Иосифа Санина. М.Л., 1959.
8 В. И. Жмакин. Указ. соч., стр. 410.

Стр.16

Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России

<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>

Hosted by uCoz