а в 1580 г., в
царствование Ивана IV, сожгли как «лютого волхва»
придворного врача-иностранца Бомелия.
Нетерпимость к просвещению и науке проявлялась духовными властями и в
XVII в. При царе Федоре Алексеевиче хотели
сжечь голландского фельдшера Квиринуса по обвинению в волшебстве. Боярина Артамона Сергеевича
Матвеева за его пристрастие к книгам в 1676 г. обвинили в чародействе и сослали в
Пустозерский
монастырь. При организации в 1687 г. «рассадника просвещения» - Славяно-греко-латинской
академии на нее возложили обязанность наблюдать, чтобы иностранцы не производили
«противностей» православной церкви. Инквизиторы академии должны были сжигать
еретические, гадательные и «'богохульные» книги, а лиц, виновных в их распространении,
доставлять для наказания в «градский» суд.
В XVIII в., укрепляя власть помещиков-крепостников, правительство
прикрывалось модным в то время лозунгом «просвещения». Но к просвещению правительство и духовное ведомство
продолжали относиться с крайней враждебностью, подвергая гонениям прогрессивных мыслителей и
ученых. Уже в начале XVIII в. авторов и распространителей сочинений
против церкви предлагалось допросить с
«очисткой» и прислать в Синод с
расопросными речами. Даже Академия наук не была свободна от бдительного .контроля предъявителей церкви. Они проверяли ее издания, выискивая в них
места «сумнительные и противные христианским законам, правительству и
добронравию». По их настоянию в 1743 г. был изъят изданный Академией наук
астрономический календарь, в котором
духовные цензоры умудрились найти
сведения о планетах, «к соблазну народному склонные». Они возражали также против предпринятого Академией наук издания русских летописей -
этого ценнейшего источника для
изучения русской истории. По отзывам
духовных цензоров, в летописях содержится «много лжи явственные».
Ненависть Синода и духовенства вызвал и великий русский ученый М. В.
Ломоносов, исследования которого подрывали основы религии. Ломоносов отвергал церковное учение о
неизменности природы и создании ее богом. «Напрасно думают, - писал он, - что
все, как видим,
сначала творцом создано. Таковые рассуждения
Стр. 149
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России