с
псковским князем Александром, митрополит Феогност отлучил его и всех
псковичей от церкви до тех пор, пока те не выдадут своего князя на расправу
князю московскому. Во время вражды Василия Темного с князем Дмитрием Шемякой митрополит Иона, защищая интересы Василия, обратился
в 1448 г. к населению с посланием, в котором он освобождал его от присяги Шемяке. За неподчинение он обещал отлучить от церкви, закрыть все храмы и
прекратить совершение церковных обрядов. В том же году митрополит Геронтий
«в последний раз» угрожал отлучением вятичам за нежелание подчиниться московскому князю.
«Если не послушаете нас, - писал разгневанный владыка, - и мы вашим игуменам и попам приказали,
чтобы они не благословляли вас и церкви бы все затворили и от вас пошли бы из земли всей вон». Геронтий предупреждал жителей, что он затворит все церкви и
отзовет из их земли всех священников 1.
В 1537 г., в малолетство Ивана IV, князь Андрей Старицкий хотел
оставить Москву и уехать во враждебную Москве Литву. Митрополит Даниил послал к
князю
Андрею своих посланцев с угрозой, что если он выполнит свое намерение, то на него и на
жителей его земли будет наложено церковное проклятие. Князю Андрею пришлось
смириться.
Последователи новгородско-московской ереси конца XV - начала XVI в.,
представшие перед церковным судом, в 1490 г. были также отлучены от церкви и
преданы церковному проклятию. После разгрома этого антицерковного движения на
соборе 1504 г. руководителей ереси Ивана Волка, Курицына, Ивана Максимова, Митю
Пустоселова и Некраса Рукавова вместе со всеми сторонниками предали анафеме.
Затем их сожгли.
В борьбе с расколом, кроме светского меча, использовалось также
отлучение. Церковный собор 1667 г. отлучил от церкви
раскольников и предал их проклятию не только в этой жизни, но и в будущей как
«еретиков и непокорников». Особо были преданы
анафеме расколоучители - протопоп Аввакум, поп
Лазарь, дьякон
1 АИ, т. I, № 98.
Стр. 105
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России