ря и «конечным извержением без милости» от церкви. "Митрополит не
осуждал духовенство за зверскую расправу с нерусскими народами. Он предостерегал
только, что кровавый террор по отношению к народам, не желавшим принять
православие, может вызвать ненависть их к духовенству и нанести ущерб
церкви 2. В Казанском крае христианизация началась со второй половины XVI
в., вскоре после завоевания Казани здесь были основаны монастыри. Над татарами,
противившимися крещению, совершалось дикое насилие: их сажали в тюрьмы, у
них отбирали земли, их выселяли из деревень, заставляли жениться на русских
женщинах, держали
в цепях. При этом церковники не скрывали, что их цель - «народ от
татарской веры отучить и остращать».
Насильственное крещение проводилось при колонизации Поволжья и
Сибири в XVII в. Правительство
вместе с духовными властями стремилось привлечь на свою сторону феодальную
верхушку, обещая ей в случае крещения разные льготы. У мурз,
не желавших креститься, отбирались поместья с православными крестьянами, они лишались права
распоряжаться ими. Крестьянам при переходе в православие предоставлялись некоторые льготы на шесть лет. Упорствующих
превращали в крепостных, но и крещение не освобождало нерусские
народы от крепостного и национального гнета. Их порабощали одинаково и русские помещики и
принявшие православие татарские
мурзы. Крестьяне пытались жаловаться на притеснения со стороны помещиков и духовенства, но за «челобитья» их заключали в тюрьмы, били кнутом, убивали. В свою очередь и крестьяне, борясь с
насильственной христианизацией,
разрушали монастыри и церкви, избивали наиболее ненавистных им
священников, некоторых даже убивали,
поднимали массовые восстания. В Сибири
среди остяков и вогулов огнем и мечом действовал
сибирский митрополит Филофей Лещинский. Этот инквизитор разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни,
силой обращал сибирские народы в
православие, угрожая в случае отказа смертью. Вогулы и остяки отвергали попытки
церковников задобрить их льготами по
2 АИ, т. I, № 261.
Стр. 91
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России
<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>