Кровавый террор по отношению к еретикам и другим противникам церкви получил широкое распространение и нашел отражение в народном творчестве. В былине о Добрыне Никитиче рассказывается, например, как он "учил" жену свою Марию Игнатьевну - еретичку, безбожницу:
Сперва отсек руки и ноги, а затем голову. И этот язык ненадобен. Знал он дела еретические 12.
По мере того как ограничивались феодальные права церкви, обязанность бороться с ересями принимала на себя государственная власть, осуждение же церковных противников по-прежнему производилось иерархами церкви. При содействии и по настоянию московских митрополитов Даниила и Макария "церковные мятежники" стали рассматриваться как государственные преступники. На борьбу с "обидящими церковь" государство ополчилось в контакте с представителями церкви. На стоглавом соборе 1551 г. епископы просили царя строго наказывать еретиков "градским" судом. Просьба церковных иерархов была выполнена. Царем был издан указ "о великой царской опале на еретиков по градским законам, а от святителей духовным запрещением"13. Наказание по делам об еретичестве по-прежнему устанавливалось церковным судом, светские же суды были их исполнителями. Г.К. Котошихин, живший в XVII в. и из вестный своим сочинением "О России в царствование Алексея Михайловича", так рассказывает о существовавшей в XVII в. системе террора по отношению к церковным противникам: "...а кого у них (т. е. в судах патриарха и церковных властей.- Е. Г.) за духовные дела... осудят на смерть, кто какую заслужил, и они, из дела выписав приговор свой, посылают с теми осужденными людьми в царский суд, и по тому их приговору из царского суда велят казнить без задержания, кто чего достоин". Пытки обвиняемых также производились по требованию духовных властей 14.
12 И. А. Малиновский. Кровавая месть и смертная казнь. Томск, 1909, стр. 39.
13 "Акты исторические" (АИ), т. I , N 154.
14 И. С. Бердников. Краткий курс церковного права, т. II . Казань, 1913, стр. 981.
Стр.19
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России