мирский епископ как крупный феодал отказывался признавать власть киевского митрополита. Обвинив своих противников в еретичестве, он через свой суд приговорил их к смертной казни, добился конфискации их имущества, а многих заключил в тюрьмы. В борьбе с киевским митрополитом Федор потерпел поражение, и его выдали на суд митрополиту. Митрополичий суд в свою очередь обвинил Федора в еретичестве и подверг жестокому на казанию: ему отрезали язык, затем отсекли правую руку и "вынули очи", т. е. ослепили.

Инквизиционные меры воздействия на еретиков применяли и церковные соборы - собрания видных представителей церкви, имевших большое влияние на церковные дела и светскую власть. Церковные соборы осуждали своих противников как врагов церкви - еретиков и требовали от светской власти беспрекословного исполнения соборных решений, оставляя за собой право контролировать исполнение приговоров.

Особенно жестоко расправлялись соборы с церковны миврагами в XIV - XVII вв., но и в более ранний период ослушников церкви ждала не менее суровая кара. В 1123 г. по приговору Киевского церковного собора за точили в тюрьму как "злого еретика" какого-то Дмитрия. В 1157 г. тот же церковный с обор осудил другого еретика, Мартина. Учение Мартина, направленное против господствующей церкви, привлекло на его сторону, как рассказывает об этом летопись, много простого народа и вызвало широкое общественное движение против православной церкви. По приговору собора Мартин был сожжен.

Не только русские князья признавали за церковными иерархами право уничтожать противников "злою казнью". Это же право признавалось и монгольскими завоевателями. Так, по ярлыку хана Менгу Темира митрополиту Кириллу было предоставлено право наказывать смертью за хулу на православную церковь и за на рушение церковных привилегий.

Во второй половине XIV в. в Новгороде возникло антифеодальное движение, имевшее религиозную обо лочку, известное под именем ереси стригольников. Стригольники выступали против епископов, их поборов и стяжательства, они отрицали некоторые догматы и обряды, связанные со смертью человека, необходимость

Стр.11

Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России

<оглавление / <пред.стр. / след.стр.>

Hosted by uCoz